Из Москвы до Дубны ходит электричка. С Савёловского вокзала, до станции Большая Волга можно доехать на зелёной электричке за 3 часа. Выходя из здания станции сразу открывается вид на тыльную сторону нашего первого памятника.
Транссиб №512
Возле железнодорожной станции “Большая Волга”, есть “инсталляция” под названием “Транссиб №512”. Её главным и единственным элементом является танк-паровоз 9п-742. Памятник установили в 2001 году и приурочили сразу к трём датам:
- 150 лет открытия железнодорожной линии Санкт-Петербург Москва
- 100 лет Транссиба
- 45 лет г. Дубна
Название вида “танк—паровоз» не означает, что паровоз имел башню или орудие для стрельбы. Такие паровозы не имели специального вагона “тендера”, в котором размещались вода и топливо. У танка-паровоза были собственные баки, которые назывались “танками” (от английского “tank” — большая ёмкость для жидкости). Из-за этого подобные паровозы преодолевали меньшие расстояния, чем паровозы с тендерами.
9П — тип паровоза — маневровый промышленный паровоз. Такие паровозы использовались для работы на железнодорожных узлах и крупных предприятиях. Например на сталелитейных заводах, угольных карьерах и т.д. Или для перевозок на небольшие расстояния между станциями где танк-паровоз мог “подзаправиться.”
- Запас воды — 5м³ (позже 6,5 м³)
- Запас угля — 2м³
- Мощность — 320 л.с.
- Конструкционная скорость (максимальная безопасная) — 35 км/ч
На средней паре колёс отсутствует гребень, для повышения манёвренности. Подобная конструктивная деталь позволяет эксплуатировать паровоз на рельсах с меньшим радиусом поворота, нежели на линиях для перевозок пассажиров и многосоставных товарняках.
Также на памятник установлены фальшивые буфера. С обеих сторон, установлены механизмы автосцепки.
Памятник является примером варварского отношения к истории. На нем размещён двуглавый орёл, которого там не могло быть изначально, поскольку этот паровоз выпускался с 1935 года.
Поручни, которые можем наблюдать по периметру котла, являются фантазией “реставраторов”. На местах “прогулочных площадок” должны находиться танки для воды, облачённые в обшивку.
Защитой подобного вандализма может служить название памятника “Транссиб №512”. Возможно авторы вкладывали некий смысл в подобную трансформацию. Строительство Великой Сибирской Магистрали началось в 1891 году, в период царской России. Возможно отсюда и двуглавый орёл на памятнике. Но Дубна не имеет отношения к Транссибу. И чем объяснить остальные “ошибки”? Иных объяснений издевательству над паровозом найти не удалось.
Есть информация, что раньше можно было залезать в кабину. Но сейчас она заперта. Внутри следы подросткового отдыха. Очень жалко, что некогда действующего трудягу так изуродовали ради неизвестных целей.
“Холуи всегда бегут впереди паровоза — у них на лбу барометр”(с)Евгений Ройзман
Ленин
В 5-10 минут езды от паровоза установлен гигантский памятник Ленину в Дубне. 99% кто его видел, видели именно с этого ракурса. Оживлённое шоссе проходит за его спиной. Это второй в мире, по высоте, памятник Ленину. Его высота 25 метров + постамент 12 метров.
Первое место занимает памятник в Волгограде. Он занесён в книгу рекордов Гиннесса, как самый высокий памятник реально жившему человеку. Если считать высоту только памятника, то второе место занимает Ленин в Дубне. Если считать высоту памятника с постаментом, то второе место в Ташкенте, третье в Баку. Волгоградский монумент безоговорочно лидирует по обоим параметрам.
Установлен к первомаю 1937 года, на канале имени Москвы (в то время он назывался “канал Москва — Волга”), в честь открытия по нему судоходного движения. Разумеется первым судном, прошедшим канал, был теплоход “Иосиф Сталин”.
В то же время, на другом берегу, напротив, поставили столь же величественного Сталина. К сожалению, во времена деcталинизации его снесли путём подрыва постамента. фото с сайта nasledie.dubna.ru Тем самым уничтожив половину композиции.
Оба монумента были установлены на берегах канала имени Москвы, на границе Тверской (на тот момент Калининской) и Московской областях, в начале “Московского моря” (Иваньковское водохранилище). В те годы это ещё не была территория города. Город Дубна будет официально создан 23 года спустя.
Со стороны города к Ленину ведёт аллея, по краям которой растут многолетние туи. Тут практически всегда тень. Удивляет отсутствие лавочек.
Строителям канала “Москва — Волга”
Если Ленин и Сталин поставлены в честь достижений СССР. То в начале аллеи установлен камень, в память строителей канала “Москва — Волга”.
Строительство канала имеет медийную историю — стройка века, 200 экскаваторов и т.д. И земную историю — строительство канала было поручено НКВД СССР. Что оставило свойственный организации отпечаток — приказом ОГПУ № 889с от 14 сентября 1932 года был создан Дмитровский исправительно-трудовой лагерь. Самое крупное отделение ГУЛАГа. В нем содержалось до двухсот тысяч заключённых, которых назвали “каналармейцы”. Официально в Дмитлаге умерло более двух десятков тысяч человек.
«Выгрузились мы из вагонов и строем, под конвоем отправились в лагерь, — вспоминает инженер Григорий Александрович Анапов. — Все было огорожено колючей проволокой, но по бокам стояли стрелки на вышках; потом нас загнали в какой-то барак, дали баланду с хлебом, которую невозможно было есть. И на следующий день подняли ни свет ни заря, построили, дали нам тачки, лопаты и отправили на работу. По окончании работы смотрели, сколько ты сделал, и давали тебе пайку хлеба».
На табличке надпись: “Все реки текут в море, но море не переполняется: к тому месту, откуда реки текут, они возвращаются, чтобы опять течь“. Это из Библии, “Книга Екклезиаста”.
Памятный камень и памятник Ленину находятся недалеко от Иваньковской ГЭС. Конкретный адрес не присвоен, ориентируйтесь по ГЭС или координатам: 56.731014, 37.124577
Так получилось, что номенклатурщики ставят памятники, они же их уродуют и уничтожают. Памятник “Транссиб-512” исковеркан в угоду непонятной задумке, а памятник Сталину уничтожен в стремлении угодить духу времени.
Грустный обзор, задумчивая история, внушительные габариты — итог посещений этих памятных мест. Приезжайте поразмышлять.
Другие части обзора памятников в Дубне: часть 1, часть 3, часть 4.
Мне понравился памятник танк-паровоз. Пусть там нестыковки с историей, он все равно впечатляет. Установили уже 18 лет назад, а выглядит прилично, значит за ним ухаживают.
Галина, для не знающего человека, это прекрасный памятник. Для тех кто глядя на на него, интересуется историей, создаётся впечатление будто на площадь поставили обрубок. Мне кажется этому памятнику очень не хватает разъяснений про “Транссиб №512” — что это за номер? какая взаимосвязь с Дубной? какое влияние это оказало на сам паровоз? Тогда была бы полная картина, а не ощущение головотяпства чиновников.